Как оклеивать стеклотканью?
Не секрет, что эпоксидный клей состоит из эпоксидной смолы и отвердителя. Вот только разновидностей смолы в продаже очень много — разные марки, зарубежная и российская и тд. А разные отвердители могут менять свойства эпоксидки весьма сильно.
Эта статья написана для тех, кто только начинает свой путь в использовании стеклоткани и эпоксидных клеев для самостоятельного изготовления SUP Board`ов, лодок Windsurf`ов и тд.
Какой эпоксидный клей использовать для пропитки стеклоткани
Для работы со стеклотканью при создании поверхностей оптимально использовать одну из следующих марок эпоксидных смол на ваш выбор:
- смола ЭД-20 отечественного производства
- смола Epoxy 520 («Spolchemie», Чехия)
- смола D.E.R. 330 («Dow Chemical», Германия)
- отвердитель ПЭПА (полиэтиленполиамин) или модифицированный отвердитель М-4
- пластификатор, активный разбавитель ДЭГ-1
Российская эпоксидка ЭД-20- это один из самых бюджетных вариантов, минус один — желтоватый цвет. Если необходимо получить максимально прозрачное изделие, то необходимо использовать Epoxy или D.E.R. с отвердителем ТЭТА (не ПЭПА), так же и не использовать пластификатор ДЭГ-1 (вместо него взять ДБФ).
Только учтите — ПЭПА (стандартный отвердитель входящий в состав набора эпоксидного клея в хозяйственных и строительных магазинах) прощает многие ошибки и легко заставляет застывать смолу при температуре ниже 20 градусов. ПЭПА добавляется 1:10, то есть — на килограмм смолы надо 100 грамм отвердителя.
Вообще, при оклейке стеклотканью лучше использовать отвердитель М-4.
Отвердитель М-4 позволяет получить изделие со значительно лучшими механическими характеристиками, чем при использовании ПЭПА или ТЭТА. Согласно испытаниям, проведенным изготовителем, прочность полученного с применением М-4 изделия в 2-3 раза превышает прочность изделий, полученных с использованием ПЭПА или ТЭТА. М-4 немного пластифицирует изделие, что также повышает его долговечность, прочность при склеивании / приклеивании с использованием М-4 выше, чем с использованием ПЭПА.
М-4 так же позволяет отверждать изделия в условиях пониженных температур, вплоть до 2-5 градусов выше нуля.
Расход М-4, заявленный производителем, составляет 22,3 массовых частей на 100 массовых частей смолы, на килограмм смолы надо 223 грамма отвердителя. Опыт показывает, что в оптимальных условиях отверждения достаточно значительно меньшего количества отвердителя (от 15%), но это неофициальное заявление.
Если у вас штучное производство, а не потоковое, то самым лучшим выбором для новичка является использование смолы Epoxy 520 и отвердителя М-4. Разница в цене не столь уж и велика, но качество и долговечность — гораздо выше!
Как правильно замешать эпоксидную смолу
Для замешивания необходимы кухонные цифровые весы. От того сколько отвердителя добавлено будет зависеть и качество оклеенного стеклотканью изделия.
Добавленный отвердитель необходимо тщательно перемешать со смолой! Тут вам поможет шуруповерт с насадкой из хозмага.
Внимание! Вливать отвердитель необходимо тонкой струйкой, с помешиванием. После перемешивания необходимо перелить в другую тару и еще раз перемешать. Это нужно для того, что бы не осталось не смешанных частей смолы. Как ни старайся, но в углах банки у станок и дна всегда остается неперемешанная часть. Переливая в другую тару мы избавляемся от неравномерности замеса.
Какую стеклоткань использовать для оклейки
Практически любую! Только учитывайте то, что электротехническая — для изоляции проводов, обычно она опарафинена и ее необходимо отжигать перед использованием. Чем плотнее ткань, тем крепче изделие, но при этом тяжелее и дороже.
Для оклейки SUP Board`а обычно используют ткань плотностью от 160 до 200. Клеится один слой. Дополнительно проклеивается вторым слоем место гребца.
Стекломат дешевле, но поверхность при его использовании очень шершавая и грубая. Так же при его использовании прочность изделия гораздо ниже.
Стеклоткань и стекломат с эпоксидной смолой, полиэфирной смолой
Технология оклейки SUP Board стеклотканью
Выбор направления оклеивания — располагать вдоль длины SUP те нити ткани (уток или основу), которые имеют большую суммарную прочность.
Нарежте полотнища стеклоткани на куски. Сделайте это заранее, когда риск запачкать ткань смолой минимален. На сухую примерьте куски на корпусе. Перекрытия кусков должны быть 5-10 см.
Приготовьте велюровый валик, пластиковые шпатели (7-8 см шириной).
Если вы используете шариковый пенопласт (он дешевле экструдированного), то необходимо сделать грунтовку пенопласта клеем ПВА. Ошкурите все места оклейки самодельного SUP Board, к гладкому и нешкуренному пеноплексу эпоксидная смола прилегает плохо и может отскочить от него в процессе эксплуатации.
Замешайте смолу, старайтесь работать с компонентами имеющими комнатную температуру.
Начинайте наносить смолу на фанеру валиком, тщательно смачивая поверхность. Нанесите смолу на весь тот участок, который покроет первый кусок стеклоткани. Добавьте смолы там, где она полностью или сильно впиталась.
После нанесения смолы уложите ткань на смоченную поверхность. Ткань начнет местами пропитываться смолой и прилипать к поверхности. Разровняйте ткань на поверхности, но не пытайтесь при этом действовать так же, как если бы вы разглаживали ткань, лежащую на столе. Нужно тянуть только за края ткани, выбирая те нити, которые проходят через участки, требующие выравнивания. Так вы избежите образования складок ткани. Структура ткани нарушается на складках, их появления нужно избегать.
После общего выравнивания полотна, начинайте наносить смолу поверх ткани. Делать это можно валиком, вам также может помочь пластиковый шпатель, который эффективно распределяет смолу по ткани. Помогайте валиком на неровных участках. Действуйте быстро, без сильного нажима.
После пропитывания всего полотнища еще раз проверьте поверхность и устраните пузыри, удаляя воздух из под ткани шпателем. На этом этапе нужно удалить из края ткани краевую синтетическую нить. Она удерживает край ткань от осыпания и больше не нужна. Если нить оставить, она образует ненужный валик, особенно в случае перехлеста другим полотнищем стеклоткани.
Всегда проверяйте предыдущее на наличие пузырей и отслоений, которые могут возникнуть пока вы работали с новым.
Завершающая операция – заполнение структуры ткани смолой там, где смола сильнее впиталась в основание и распределение излишков смолы. Лучший инструмент для этого – пластиковый шпатель. Нажим на поверхность должен быть умеренным, во избежание смещения ткани.
Советы по оклейке стеклотканью на эпоксидном клее
При оклейке смола наносится на большие поверхности, ее пары могут оказаться в воздухе, поэтому всегда работайте в фильтрующей полумаске или качественном респираторе! Не забывайте про вентиляцию.
Постарайтесь работать при нормальной температуре воздуха и компонентов смолы, избегайте оклейки в холодном помещении и холодного корпуса.
При оклейке больших поверхностей, если возможно, пригласите помощника. Поручите ему заботиться о том, чтобы разведенная смола всегда была у вас под рукой. Он также поможет при укладке больших полотнищ.
Не разводите за раз больше 250-300 гр. готовой смолы и не разводите смолу, если вы не готовы использовать ее сразу после приготовления. См. статью об отверждении смолы.
Иногда, из-за температуры воздуха в помещении, а также если вы используете вязкую смолу, смола неохотно пропитывает ткань. ОСТОРОЖНЫЙ совет – разведите готовую смолу небольшим (4-6% по объему) количеством ацетона. Это ненадолго снижает вязкость смолы, облегчает пропитывание ткани. Не добавляйте больше ацетона – это может привести к снижению конечной прочности смолы.
Если вы работаете один, вам будет легче укладывать ткань на покрытую смолой поверхность, если предварительно вы скатаете каждое полотнище ткани в «двойной» рулон, то есть от каждого края к середине. Разместив такой рулон в нужном месте корпуса, раскатайте обе его части. Если что-то пошло не так, не переживайте и начинайте расправлять, руководствуясь выше упомянутым правилом – тяните только за край ткани, правильно выбирая точку приложения усилия (нужные нити). У вас все получится.
Оклеивая сильно искривленные поверхности, заранее сделайте перехлест с соседним полотнищем чуть больше. Это позволит при выравнивании ткани по поверхности иметь запас по перехлесту, который можно вытянуть в нужное место корпуса. Стеклоткань относительно легко деформируется, принимая, в том числе и сферическую и более сложные формы. Выравнивание ткани по сложной поверхности необходимо делать после полной пропитки полотнища ткани смолой.
Края полотнищ ткани могут впитывать больше смолы, чем остальные участки, рекомендуется прижимать края ткани к поверхности, наклеивая на них полосы бумажного малярного скотча.
Как работать со стеклотканью и эпоксидной смолой
Стеклоткань совместно с эпоксидной смолой часто применяются для упрочнения, гидроизоляции, ремонта и сглаживания поверхностей. Эффективными и наиболее удобными считаются несколько вариантов их нанесения. Наиболее часто используются технологии «мокрой» и «влажной» обработки.
«Влажный» способ
Вариант, предполагающий «влажное» нанесение хорошо подходит для обработки больших участков малыми порциями смолы. Этот способ подразумевает наклеивание стеклоткани на основу, уже обработанную эпоксидной смолой.
Для качественного нанесения нужно выполнить следующие действия:
- Подготовить отрезки ткани нужного размера.
- Покрыть основание слоем смолы потолще.
- На слой свеженанесенной эпоксидной смолы приложить стеклоткань. Если наклеивание осуществляется на наклонные поверхности, то нужно дождаться легкого загустения состава, т.е. стадии, когда он становится липким.
- Приподняв край стеклоткани, подровнять неровности движениями от центра к краям. Образовавшиеся складки можно вырезать, края на короткое время наложить друг на друга.
- Сухие участки (как правило, они белого цвета) нужно добавочно обработать валиком из поролона, с нанесенным на него смоляным составом.
- Скребком удалить лишнюю эпоксидную смолу, пузырьки.
- При необходимости можно нанести сверху еще несколько пластов ткани, действуя аналогичным способом.
- После отверждения состава удалить избыточные куски стеклоткани.
Неровности и образовавшиеся переходы между тканью и поверхностью равняют массой из смолы и наполнителя. Если процесс выравнивания осуществляется после приклеивания ткани, то сверху шпатлевки следует наносить два-три слоя смолы. Результатом такой работы становится формирование тонкой защитной пленки, маскировка тканевой текстуры.
«Сухое» нанесение
Этот способ предполагает нанесение материала на сухую основу, после чего происходит его пропитывание эпоксидной смолой. Для этого нужно:
- Обрезать стеклоткань во всех направлениях на 30-35 мм больше нужных размеров. Если площадь обрабатываемой поверхности больше размеров стеклоткани, то материал можно разложить внахлест. На наклонных участках материал закрепляется липкой лентой, скрепками.
- Распределять клеевой состав по всему участку можно скребками, щетками, валиками. Делать это нужно от центра к краям, расправляя образовавшиеся складки. Удалить их можно, приложив на изогнутый участок и отрезав лишнее.
- Скребком избавиться от смоляных излишков, не оставляя под покрытием сухих зон и пузырьков.
- При необходимости можно сразу же нанести следующие аналогичные слои.
- После отвердевания следует отрезать лишние части стеклоткани.
Если стеклоткань становится прозрачной, приобретает малозаметную текстуру, то это свидетельствует об оптимальном количестве смолы. Ее избыток проявляется зонами с глянцевым блеском. Пористые участки следует обрабатывать так, чтобы смола хорошо напитала не только ткань, но и поверхность под ней.
Что такое эпоксидная смола и как с ней работать?
Вы часто видите красивые изделия из эпоксидной смолы и думаете, что с этим материалом могут работать только профессионалы? В этой статье мы покажем вам, что работа с эпоксидной смолой – это не так уж и сложно, – достаточно лишь следовать некоторым правилам и запастись терпением ?
Что такое эпоксидная смола?
Эпоксидная смола представляет собой двухкомпонентный термореактивный жидкий полимер.
Но, избегая непонятные для начинающих мастеров химические термины, можно сказать, что эпоксидная смола – это продукт, состоящих из двух жидких компонентов А и В (где “А” – смола, а “В” – отвердитель), смешивание которых в определённых пропорциях запускает процесс отвердевания с выбросом тепла.
В результате чего залитая в силиконовые формы, опалубки или поверх заготовок жидкая смола превращается в твёрдые как прочный пластик украшения, картины, подносы, подставки и даже столешницы.
Для каких целей можно использовать смолу?
Эпоксидная смола поистине многофункциональна, и область её применения ограничена лишь воображением творца. Но из главных направлений можно выделить следующие (причём для каждой задумки нужна определённая смола с определёнными свойствами).
Resin Art
Resin Art (резинарт) – общее название для всех творений из эпоксидной смолы, но чаще всего под этим термином подразумеваются картины, панно, подносы, подставки, сервировочные доски, посуда и другие изделия, в процессе создания которых смола окрашивается в несколько цветов и выливается в широкую силиконовую форму или на основу-заготовку (арт-борд), может украшаться различным декором.
Для данного направления в основном требуется смола средней густоты или самая густая, например:
Бижутерия
Ювелирные украшения – название говорит само за себя, хоть и в данном случае не обрабатываются драгоценные камни и металлы, а создаётся их имитация или вовсе сотворяется нечто новое, не существующее в природе, что можно носить в качестве аксессуара: кольца, подвески, браслеты, серьги и тд. Все они создаются путём заливки эпоксидной смолы в силиконовые формы или самодельные опалубки с добавлением декора.
Для их создания необходима жидкая смола, чтобы минимизировать количество пузырей воздуха в заливке:
Мебель
Столы и мебель – тоже вполне понятное направление, но часто для реализации таких крупных проектов требуется много материала и опыта. Для создания мебели эпоксидную смолу в основном соединяют с другими материалами вроде древесины, металла и других наполнителей.
В данном случае не обойтись без жидкой смолы для крупных заливок:
Заливка поверхностей и ремонт
Покрытие поверхностей – очень широкое течение, диапазон которого варьируется от создания прочного прозрачного слоя на фотографиях и готовых картинах до ремонта лодок, мебели и даже заливки полов, смола – это ещё и хороший клей-лак.
Для данных целей рекомендуем смолу для создания финишного слоя или термоустойчивого слоя с отличной защитой от царапин:
Есть и множество других уникальных техник работы со смолой, но определить их в конкретное направление довольно сложно или вовсе невозможно, – как мы уже сказали, всё зависит от воображения автора.
Вредна ли смола?
После отвердевания смола совершенно безвредна для контакта с кожей человека: вы спокойно можете носить украшения, сделанные из смолы, трогать их. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье о безопасности нашей смолы: Насколько опасна эпоксидная смола ?
Однако более деликатно дело обстоит с едой: сертификат на безопасный контакт с пищевыми (только холодными) продуктами имеют лишь некоторые смолы (к примеру, смола Art Pro 2.0):
Но в жидком виде смола токсична: для людей, животных и окружающей среды в целом. Работа с эпоксидной смолой при смешивании и катализе (процесс отвердевания с выбросом тепла) должна происходить в хорошо проветриваемом/вентилируемом помещении и строго в средствах индивидуальной защиты: в маске-респираторе, очках, перчатках и тд, особенно если у человека есть склонность к аллергии на “химию”. Процесс работы со смолой по вредности можно сравнить с лакокрасочными работами.
Мы предлагаем следующий ассортимент средств защиты:
В каких условиях можно работать с эпоксидной смолой?
Работа со смолой должна проводиться в отлично вентилируемом/проветриваемом помещении (вдали от кухонь и жилых комнат) с (важно!) низкой влажностью при температуре не ниже 20 и не выше 25-27 °C. Смола очень боится влаги, поэтому её не должно быть и в формах/заготовках, в противном случае на поверхности изделия после отвердевания могут появиться мутные разводы и другие дефекты. Поэтому также не рекомендуется работать со смолой во время и после дождя или вблизи водоёмов.
Если вы живёте в регионе с повышенной влажностью, то рекомендуем использовать нашу эпоксидную смолу Art Pro 2.0 , имеющую хорошую защиту от влажности.
Как работать с эпоксидной смолой?
Подготовка
1. Работа со смолой начинается с подготовки рабочего места: его необходимо застелить защитной плёнкой/полиэтиленом/силиконовым ковриком (от них хорошо отлипает смола после отвердевания), в крайнем случае – бумагой/газетой, ведь в процессе вы точно накапаете материалом на любимый стол.
2. Для смешивания смолы потребуются некоторые аксессуары: тара, в которой вы будете смешивать смолу (2-3 пластиковых стаканчика или пара силиконовых), а также палочки для размешивания и салфетки, чтобы можно было быстро вытереть пролитый продукт. Смола смешивается только по весу (в граммах), поэтому электронные весы тоже будут очень кстати.
3. Не забывайте про средства защиты! Все те же маска-респиратор, перчатки и тд.
4. Также подготовьте основу (арт-борд, холст, силиконовую форму и тд), куда или на что вы будете выливать смолу. Чтобы окрасить смолу, потребуются жидкие красители или порошковые пигменты, – ни в коем случае не берите красители на водной основе, пользуйтесь специальными красителями для смолы. В качестве декора можно взять глиттер (блёстки), стеклянную крошку, кристаллы, сухие цветы, бусины, морские раковины и тд (всё зависит от вашей задумки).
Основная часть работы со смолой
В первом разделе мы упомянули, что эпоксидная смола – это двухкомпонентный продукт, состоящий из баночки со смолой (А) и баночки с отвердителем (В), которые смешиваются в определённых пропорциях. Эти пропорции не универсальны, и у каждой смолы – свои.
1. Для примера мы возьмём нашу эпоксидную смолу многофункциональную «Trasparente» с пропорциями к смешиванию 100:60 (все дальнейшие значения вроде 0,6 и 1,6 будут актуальны только для этой смолы). Для непосвящённых людей данная формулировка может показаться очень сложной, но всё довольно просто! Это означает, что компонент «А» относится к компоненту «В» как 100 частей и 60 частей: на каждые 1 гр компонента А приходится 0,6 гр компонента В. Из этого отношения можно вывести такую формулу: количество «А» умножить на 0,6 = количество «В». К примеру:
50 гр «А» х 0,6 = 30 гр «В», итого – 80 гр смеси компонентов.
Нужно определённое количество общей смеси? Тогда пользуйтесь такой формулой: общее кол-во = кол-во А умножить на 1,6. К примеру, нам нужно 50 гр общей смеси:
50 гр = кол-во А х 1,6
кол-во А = 50/1,6 = 31,25 (можно округлить до 32 гр)
Но это только количество компонента А, нам нужен ещё и компонент В, а формулу по его поиску мы уже знаем:
Кол-во В = 32 гр (А) х 0,6 = 19,2 (округляем до 19)
Итого: 32 гр «А» + «19» гр = 51 гр
К сожалению, не всегда получается получить ровно грамм в грамм именно то количество общей смеси, что мы задумали. Вы можете округлять получающиеся результаты по компонентам в пределах только одного грамма, поскольку слишком большая погрешность (на 2 и более гр) может сильно повлиять на отверждение смолы.
2. После того, как вы отмерили по весам количество каждого компонента (в чистых тарах!), самое время их смешать: влейте «В» в тару с «А» (если позволяет объём) или влейте оба компонента в новую чистую тару (обязательно слейте весь материал, соскребая его со стенок и дна тар) и начните интенсивно мешать по и против часовой стрелке, также соскребая материал со дна и стенок тары. Мешайте в течение 3-5 минут тщательно, но аккуратно, избегая резких всплесков, – так в массу будет попадать меньше пузырей воздуха.
Мы крайне не рекомендуем смешивать (а точнее, оставлять в одной таре на долгое время) большое количество смолы за раз, иначе смола начнёт сильно нагреваться, «вскипит» и сразу застынет (весьма некрасиво). Если вам необходим большой объём, то после смешивания обязательно разлейте смесь на более мелкие объёмы.
3. После смешивания компонентов в смесь можно добавить жидкий краситель или пигмент. Если в вашей работе подразумевается несколько цветов, то сначала разлейте смесь по другим тарам, чтобы в каждую можно было добавить определённый цвет. Добавляйте не более 5 % красителя от общего кол-ва смолы (а лучше и вовсе по чуть-чуть, сразу размешивая и оценивая качество окрашивания), красители и пигменты бывают довольно концентрированными. Хорошо размешивайте краситель в смоле, поскольку его неразмешанные «сгустки» могут также повлиять на отверждение смолы.
На этом же этапе вы можете добавить в смолу блёстки и другой мелкий декор.
4. После проделанных действий мы наконец можем смело вылить смолу в силиконовую форму или на поверхность заготовки. И те и другие должны быть чистыми и полностью сухими. Всплывающие пузыри воздуха можно аккуратно убрать тонкой палочкой или использовать пламя ручной газовой горелки (строго на расстоянии 10-15 см, не задерживаясь на одном месте и не задевая сами заготовки/силиконовые формы). Оставляйте залитые заготовки в сухом, тёплом и тёмном месте (не лишним будет прикрыть их от пыли так, чтобы защитный материал не касался смолы) на время, которое обычно прописывается в инструкции, идущей вместе со смолой (обычно это 24-36 ч).
Как обрабатывать изделия из эпоксидной смолы?
Если полученный результат вас не устраивает, изделие можно «подкорректировать». К примеру, если на картину из смолы упал мелкий ворс или пылинки во время отвердевания, поверхность можно покрыть дополнительным прозрачным слоем: смешиваете небольшое количество смолы и выливаете на поверхность, отправляя затвердевать по уже описанным правилам.
Для создания финишного слоя вы можете использовать смолу для заливок или продукт для создания термоустойчивого слоя с отличной защитой от царапин:
Другой вид коррекции – шлифовка и полировка. Данный вид обработки изделий не так прост и требует специального оборудования или, хотя бы, инструментов. Так, грубые погрешности можно шлифовать специальным шлифовальным станком или машиной или обычной наждачной бумагой вручную (переходя с крупной зернистости на более мелкую, чтобы поверхность получилась более гладкой). Для более кропотливого шлифования используются небольшие машинки – граверы.
Для шлифовки изделий мы можем предложить шлифовальные листы разной зернистости:
Однако после шлифовки изделие теряет глянец, который можно восполнить полировкой или лаком. Полируют изделия обычно с помощью специального средства – полироли, которую растирают по поверхности изделия тряпочками/губками для полировки или полировальным кругом. Но если вы решили вместо этого покрыть лаком – выбирайте хороший, нежелтеющий. Лак можно также заменить смолой, однако только в том случае, если есть возможность покрытия поверхности с помощью литья, ведь если наносить смолу кистью, она может лечь неравномерно.
Желтеет ли эпоксидная смола?
К очень большому сожалению, да. Некоторые некачественные смолы могут пожелтеть уже спустя месяц после создания украшения, поэтому используйте только проверенные профессиональные эпоксидные смолы с хорошей защитой от пожелтения. К примеру, наши ?
Мы даём гарантию на то, что изделия из нашей смолы не будут желтеть в течение 4-5 лет, а если хранить их в дали от солнечного и уф-света, то этот срок может увеличиться до 10 лет!
Закрепим?
- Пользуйтесь средствами индивидуальной защиты при работе со смолой: маска-респиратор, очки, перчатки и тд.
- Смешивайте эпоксидную смолу строго по пропорциям, используя точные весы. Мешайте в течение 3-5 минут, соскребая материал со стенок и дна тары. Работайте в хорошо проветриваемом/вентилируемом помещении с низкой влажностью при температуре не ниже 20 и не выше 25-27 °C.
- При заливке эпоксидной смолы в формы или на заготовки, избегайте влажных поверхностей, не добавляйте в смолу красители на водной основе.
- Пузырьки воздуха, попавшие в смолу при смешивании, можно удалить с поверхности заливки с помощью маленькой палочки вручную или применяя пламя газовой горелки (строго по правилам).
Секреты мастера — правила работы с эпоксидной смолой
Эпоксидная смола – уникальный материал для любителей творчества и поделок своими руками. Из неё получаются не только великолепные украшения и бижутерия, но и дизайнерская мебель, и декоративные предметы интерьера. Но вся сложность заключается в том, что её не продают в готовом виде. От правильного приготовления зависит качество поделок. Редакция HouseChief подготовила несколько полезных рекомендаций, которые помогут в работе.
Поделки из эпоксидной смолы – это по-настоящему дизайнерские вещи, которые станут изысканным украшением интерьер.
Первое правило: точность пропорций
Пропорции смешивания могут различаться в зависимости от марки и производителя. Перед применением обязательно изучите информацию. Здесь не стоит полагаться на опыт, любое нарушение чревато тем, что состав придётся выбросить.
Ещё одно правило – точное соблюдение пропорций. На глазок отмерять компоненты нельзя. Необходимо соотносить составляющие по массе точными весами. Второй вариант – проводить замеры по объёму, например, при помощи отдельного шприца для каждого ингредиента.
Все компоненты нужно смешивать в чистой посуде, но не в той, в которой проводилось измерение, так можно легко нарушить пропорции.
Второе правило: соединение компонентов
Небрежное и хаотичное перемешивание составляющих приведёт к преждевременному застыванию и нарушению консистенции состава. Масса может стать тягучей, и её придётся выбросить.
Нужно правильно выполнять весь процесс соединения компонентов.
- Отвердитель вливают в основу, а не наоборот.
- Перемешивать нужно сразу тщательно и медленно в течение 3-5 минут.
- Если пузырьки воздуха не вышли во время перемешивания, их можно удалить при помощи зубочистки.
Если масса получилась слишком густой, стоит просто немного подогреть её на водяной бане.
Для перемешивания подойдёт деревянный шпатель, он обычно продаётся вместе с сырьём
ФОТО: practeco.ru
Третье правило: температурный режим
Нужно помнить, что эпоксидная смола реагирует на температуру окружающей среды. В процессе полимеризации выделяется тепло до 600ºС, и его уровень прямо пропорционален массе ЭС. Поэтому нельзя помещать смесь в закрытую тару, формочки для заливки должны быть изготовлены из жаростойкого материала.
Ускорить процесс затвердевания можно при помощи температуры, для этого нужно нагреть исходные составляющие, например, поставить на батарею или рядом с ней.
С увеличением температуры на 10ºС, время катализа уменьшается в 2 раза
ФОТО: pinterest.ru
Дополнительные советы
Практические рекомендации помогут справиться с трудностями не только новичкам, но и улучшить технологию опытным мастерам. Для получения массы высокого качества, используйте следующие советы:
- вода ни в коем случае не должна попасть в массу, это значительно снизит качество продукта. Для колорирования можно использовать только сухие составы, которые необходимо тщательно вымесить;
- приготовленную массу нужно использовать сразу же в течение получаса-часа, после её затвердевания лишние остатки придётся выбросить;
- поверхность перед нанесением эпоксидки должна быть обезжирена. Если требуется несколько слоёв, каждый последующий наносится на невысохший предыдущий. Липкость составов обеспечит лучшее сцепление;
- обязательно нужно защитить слой эпоксидки от пыли при помощи плёнки или крышки;
- под воздействием солнечных лучей смола может приобретать желтоватый оттенок. Для предупреждения такого эффекта нужно выбирать составы с содержанием УФ-фильтра.
Со временем практически все смолы приобретают желтоватый оттенок
ФОТО: mentalfloss.com
Заключение
Работать со смолой нужно на горизонтальной поверхности, чтобы не произошло утолщение поделки только с одной стороны. Со временем вы научитесь правильно замешивать массу и делать уникальные вещи, главное, не опускать руки при первых неудачах.
Расскажите в комментариях, какие хитрости вы используете при замешивании массы. Какие поделки у вас получаются лучше всего?