Как отремонтировать крышу гаража покрытую рубероидом
В статье пойдет речь о том, как своими руками отремонтировать крышу, покрытую рубероидом. Будут рассмотрены особенности ремонта кровли гаража, рассказано, как снять старый материал и сделать укладку новым.
Как отремонтировать крышу, покрытую рубероидом?
Кровли из рубероида используются больше века. И сегодня они по-прежнему пользуются популярностью благодаря цене, доступности, устойчивости к высокой влажности.
Всякий материал кровельного типа способен прослужить определенное время, после чего покрытие приходит в негодность: образуются трещины, пузырьки, кое-где появляются разрывы. Впоследствии эти явления приводят к сложным проблемам.
Срок использования рубероида возможно увеличить вплоть до 15 лет, при этом не прибегая к ремонтным работам, если уложить материал несколькими слоями.
Разный рубероид имеет свой срок пользования. Подкладочный вид служит 5 лет, менее бюджетные варианты – от 7 до 8 лет.
Рассмотрим некоторые виды ремонта кровли своими руками.
Укладка заплат
Небольшие повреждения возможно устранить при помощи нового рубероида. Сверху проблемного места кладут кусок материала – заплатку. Её размеры по периметру должны превышать на 10 см размеры площадки с повреждениями. Проблемный участок заливается битумной мастикой, затем её также наносят на заплатку обычным мастерком. Далее заплатку разравнивают валиком, затем, сильно надавливая, приклеивают к поверхности. Краешки надо как можно плотнее проклеить веществом. Для надёжного результата заплатку нужно прижать грузом.
Таким образом, покрытие прослужит на год или 2 дольше.
Ремонт поверх старого покрытия
При наличии многочисленных проблемных участков применяют метод, при котором новый слой кладут сверху старого. Метод возможен при условии, что на изначальном покрытии нет вздутия или пропитанности водой. Поврежденный слой зачищают от крошки из камня, пропитывают битумом, что существенно повышает уровень адгезии. Новый материал монтируют по методу наплавления или приклеивания.
Демонтаж старого покрытия
В случае если кровля эксплуатируется более 15 лет, а также возникли многочисленные изъяны и вздутия, пришло время для капитальных работ. Сначала необходимо снять все старое покрытие, уложить свежий материал. Здесь для самостоятельного ремонта предпочтительнее способ приклеивания.
Что необходимо?
Для самостоятельного ремонта крыши необходимы следующие инструменты и материалы:
битумная мастика (горячая);
фен, используемый в строительстве, или газовая горелка;
ножи для кровли;
Рассмотрим материалы. Мастикой низкой температуры называют тот вид мастики, который сохраняется в жидком состоянии без воздействия высокой температуры. Её изготавливают из нефтяного битума и растворителя (в его качестве применяют бензин, солярку, керосин).
В магазинах продаётся в готовом виде, цены выше, чем на горячую. Расход холодной мастики больший, но при ремонте небольших участков она очень удобна.
Горячая мастика изготавливается из твёрдого битума. Она в отличие от предыдущей гораздо экономичнее по расходу и материально. В процессе ремонта нуждается в непрерывном подогреве, укладывается до охлаждения и застывания.
Этапы ремонта со снятием рубероида
До ремонта кровли следует внимательно осмотреть всю крышу от скатов до стропильной системы. Если поверхность в нормальном состоянии, вполне допустимо провести укладку нового рубероида поверх старого. Метод допустим при условии, что общий процент повреждений находится в пределах 10-15% или меньше.
Кровлю следует очистить от пыли, листьев и прочего мусора. Можно использовать воду и мягкую щётку. Затем необходимо приготовить сами листы, нарезав их нужного размера.
Этот этап следует делать заранее, дав себе возможность после уложить материал и не распыляться на ненужные действия. Новый рубероид лучше разместить на поверхности без возвышений или углублений, подождать, пока он выровняется.
Обнаруженные пузыри вскрывают крестообразными надрезами небольшой глубины, которые позволяют удалить излишки воды.
Далее крышу следует просушить в течение пары дней при теплой и сухой погоде. В неблагоприятные дни, когда сырость достаточно высокая, на помощь приходит строительный фен. Он пригодится в тех ситуациях, когда внутри кровельных слоёв присутствует вода или влажность.
Для надежного сцепления слоев рубероида верхний очищают так, чтобы на нем не оставалось каменной крошки. Наносят грунт небольшим слоем – битумной мастикой, используемой при восстановлении рубероидной кровли.
Свежий рубероид, нарезанный в форме полос, крепят, используя либо способ приклеивания, либо способ наплавления, не забывая про нахлёст примерно на 15-20 см. Чтобы стыки участков не совпадали, полотно кладут в 3 слоя и более. Такой способ укладки внахлёст способствует тому, чтобы после усадки рубероида не появились щели. Единственная проблема: щели понижают уровень прочности материала, ухудшают внешний вид всей конструкции.
Работать лучше вдвоём. Это серьезно экономит время, энергию, работа движется активнее.
Гараж также довольно легко отремонтировать данным универсальным материалом. Вам не понадобится помощь строительной бригады – подобный ремонт можно провести самостоятельно. Он становится еще проще при плоском виде кровли гаража. Тогда новые слои кладут прямо на поверхность железобетонных плит. Новое покрытие прослужит от полутора до 2-х десятилетий.
А также практично сначала грунтовать бетонные поверхности старой или новой кровли. Кровлю освобождают от листьев, мха и мусора, просушивают, последовательно обрабатывают битумной мастикой 2 раза. Далее, используя горелку, крепят наплавляемый рубероид.
Специалисты рекомендуют для таких работ еврорубероид – это современный вид материала. Он существует 2-х видов: для нового строительства и для ремонта.
Уделите внимание тому, какова толщина нового покрытия. У разных производителей она колеблется от 0,25 до 5 см. Чем слой толще, тем лучше будет гидроизоляционное качество вашего покрытия. Более толстый слой продлевает эксплуатационный срок рубероида и всей крыши в целом. Это выгодное вложение ваших материальных средств и физических усилий.
Устраняем небольшие трещины и дыры
Дыры сравнительно небольших размеров и трещины (не дающие течь) можно отремонтировать горячей битумной мастикой. Она рассчитывается в пропорции 1,2 кг на 1 м2. Слой должен быть нетолстым, нанесенным как можно более равномерно. Работают шпателем, можно кистью. Глубокие пробоины устраняют замазкой на основе мастики, песка, опилок из древесины. А также подойдёт метод устранения проблем путем ремонта заплатами, о котором уже говорилось выше.
Подытоживая, отметим, что ремонтировать крышу рубероидом реально и довольно просто. Скромны и траты на такой вид ремонта. С практической стороны рубероид надёжен, качественен, практичен, морозоустойчив. Его малый вес и габариты не создают проблем, особенно в дальнейшем ремонте. У современных материалов можно смело отметить высокий уровень гидроизоляции.
Как сделать ремонт кровли из рубероида – правила проведения работ
Несмотря на то, что рубероидные кровли используются более ста лет, они до сих пор являются востребованными из-за своей доступности, дешевизны и влагоустойчивости. Самым слабым местом материала является его подверженность механическим повреждениям, однако ремонт кровли из рубероида вполне можно осилить самостоятельно.
Чем особен рубероид
При изготовлении данного наплавляемого материала используют кровельный картон. Его пропитывают нефтяным битумом и посыпают минеральной крошкой. Плотность картона должна быть довольно значительной – от 200 до 400 г/м2. В более современных модификациях используется стеклоткань и полиэстер. Благодаря водонепроницаемости и стойкости к микроорганизмам и солнечным лучам рубероидное покрытие считается довольно надежным. Монтируют его в несколько слоев методом нахлеста, благодаря чему достигается оптимальный уровень гидроизоляции. Для этого используется наплавление или приклеивание жидким битумом или специальной мастикой.
Почему протекает рубероидное покрытие крыши
Наиболее вероятные причины протечек:
- Ошибки эксплуатации. Инструкция запрещает применять рубероид на тех кровлях, по которым ходят люди. Данный материал не предназначен к такого рода нагрузкам: он быстро повреждается, образуя протечки.
- Климатический фактор. Обильное намокание рубероида приводит к впитыванию некоторого количества воды в его поверхность. Когда приходят морозы, кристаллизация влаги провоцирует растрескивание материала.
- Ветер. Сильные порывы ветра могут повреждать рубероидную кровлю, поэтому ее не рекомендуется использовать в зонах со сложными климатическими условиями.
- Ошибки укладки. Это самая распространенная причина протекания. Основные ошибки – несоблюдение технологии подготовки основания под укладку и недостаточный размер нахлестов.
- Низкое качество материала. Еще одна часто встречаемая причина, вызванная применением дешевой, низкокачественной продукции.
Следует иметь в виду, что разные слои рубероидной кровли отличаются по сроку своей службы. К примеру, подкладочный рубероид рассчитан всего на 5 лет эксплуатации, а более дорогие кровельные марки – на 7-8 лет. В сумме весь кровельный пирог способен прослужить 10-15 лет, без потребности в сложных ремонтных работах.
Основные виды ремонта кровли
Для любого кровельного материала существует своя временная граница, после прохождения которой покрытие начинает покрываться мелкими трещинами и изъянами: в дальнейшем это приводит к серьезным дефектам. Благодаря укладке рубероида в 3-6 слоев срок его эксплуатации получается увеличить до 15 лет. В дальнейшем начинают возникать проблемы в виде трещин, разрывов и пузырей.
Существуют следующие виды ремонта крыши из рубероида своими руками:
- Укладка заплат. Незначительные единичные повреждения на поверхности кровельной укладки можно ликвидировать с помощью ремонта крыши рубероидом. Для этого поверх проблемного участка накладывается небольшой кусок нового материала. Задача усложняется наличием каменной крошки с наружной стороны рубероида, что снижает адгезию. Но технология ремонта мягкой кровли из наплавляемых материалов предусматривает и этот нюанс. Благодаря недорогим заплатам эксплуатация кровли может быть увеличена на 1-2 года, до проведения капитальных ремонтных мероприятий.
- Ремонт поверх старого покрытия. В случае образования целой серии повреждений на рубероидной кровле, можно применить постилку нового слоя поверх старого покрытия, подобрав необходимые материалы для ремонта мягкой кровли. Это допускается только в том случае, если на нем нет вздутий, а сам кровельный пирог не пропитан водой. Перед началом новой укладки старый слой нужно освободить от защитной крошки и пропитать битумом, для улучшения адгезии. Монтаж свежего материала проводится методом наплавления или приклеивания.
- Демонтаж старой кровли. Если эксплуатационный срок кровли превысил 15 лет, а ее поверхность в изобилии покрыта сквозными повреждениями и вздутиями, придется проводить капитальные ремонтные мероприятия, так как залатать крышу из рубероида не получится. Лучше всего в таком случае полностью снять старое рубероидное покрытие до основания, уложив вместо него новую кровлю. Для самостоятельной реализации задачи, как отремонтировать крышу из рубероида, лучше всего избрать метод приклеивания.
Особенности ремонта рубероидной кровли поверх старого покрытия
В том случае, если общая доля поврежденных участков находится в пределах 10-15% от общей площади кровли, можно применить укладку нового рубероида на старое покрытие.
Недорогая цена расходного материала и простота его укладки позволяет реализовать данный вид ремонта своими руками:
- Перед тем, как отремонтировать крышу, покрытую рубероидом, нужно тщательно осмотреть поверхность кровельных скатов и стропильную конструкцию. Если их состояние удовлетворительное, разрешается проводить укладку нового материала на старое покрытие. Если повреждения коснулись также стропилин, придется демонтировать всю конструкцию.
- С поверхности старой кровельной укладки убирают мусор, пыль и грязь. Делается это при помощи воды и мягкой пластиковой щетки.
- При обнаружении вздутий их нужно вскрыть неглубокими крестообразными надрезами, позволяющими выдавить скопившуюся внутри влагу.
- После этого крышу нужно хорошо просушить. В сухую теплую погоду на это уходит примерно 2-3 дня. В пасмурные влажные дни для убыстрения процесса допускается использование строительного фена. То же самое касается тех случаев, когда внутри кровельного пирога скопилось много влаги.
- Чтобы увеличить степень сцепляемости между старой и новой укладкой, верхний слой рубероида освобождается от каменной крошки. Далее наносится грунтовочный слой, для чего применяют битумную мастику для ремонта кровли из рубероида.
- Когда мастика высохнет, можно начинать монтаж нового материала, предварительно разрезав его на полосы. Для крепления используют приклеивание или наплавление, с нахлестом в 15-20 см между отдельными участками. Для достижения хорошей эффективности ремонта укладывают не менее 3- слоев, соблюдая разбежку: это позволит избегать совпадения стыковочных участков.
Как показывает опыт, применение нахлестов в таком случае имеет решающее значение. Дело в том, что по завершению укладки обычно наблюдается значительная усадка рубероида, что сопровождается расхождением полос. Как следствие, по месту стыковок начинают появляться заметные щели, не только ухудшающие общую эстетичность, но и нарушающие уровень гидроизоляции кровли. При уменьшении крутизны скатов размеры нахлестов следует увеличить.
Как и чем залить крышу гаража, чтобы не протекала — причины протечек и способы устранения
В гаражных помещениях, чаще всего хранятся вещи, которые плохо переносят влагу. Поэтому рассмотрим, чем залить крышу гаража, чтобы не протекала, разберемся, какие есть причины образования щелей, дыр и прочих проблемных мест, а также, какие существуют способы заделки протекающих участков. Также разберёмся, какие работы требуется провести для устранения протечки, какие материалы рекомендуется использовать при заливке.
Причины протечки крыши и её последствия
Основные причины протечки крыши – это некачественный материал гидроизоляции или неправильная укладка, из-за которой могут остаться щели.
Если использовать дешёвое покрытие, то оно прослужит небольшой срок и начнёт портиться. Из-за погодных условий такой материал покрывается трещинами, которые будут пропускать воду. Чаще всего это происходит при перепадах температуры.
Другой причиной плохой изоляции может быть низкая квалификация человека, который её делал. При недостаточном навыке даже в качественных материалах могут образоваться механические повреждения (дыры, порезы, трещины).
Также повреждение защитного слоя может произойти от внешних факторов, например, веток дерева, которые при сильном ветре прогнутся и проделают дыру или просто неосторожных работах на крыше гаража, при которых повреждение произойдёт от острого предмета.
Одним из важных факторов при укладке гидроизоляции является обработка материалов средствами от грибка. Если этого не сделать, то в сырых условиях плесень начнёт размягчать защитный слой крыши, из-за чего он также будет пропускать влагу.
Каждый материал для защиты крыши от воды имеет свой срок годности, что стоит учитывать при появлении протечки. Старые материалы после 10 лет службы часто покрываются трещинами и пузырьками, и если это произошло, то следует проводить замену гидроизоляции.
Виды ремонтных работ для устранения протечки
Перед тем, как производить замену покрытия, следует оценить, насколько оно повреждено, так как полный ремонт будет сделать дороже и дольше, чем промазать швы на крыше гаража жидкой смолой.
Точечный ремонт – это способ сэкономить время и средства при маленьких щелях в гидроизоляции. Чаще всего его применяют, если площадь проблемных участков не больше 10% от общего размера крыши. Для заделки щелей и дыр при точечной обработке применяют латки из рубероида или битум (иногда мастику). Кусочки заплаток прикрепляются с помощью подогретой смолы, что в некоторых случаях лучше, чем залить крышу гаража от протекания жидкой изоляцией.
При повреждениях материала до 20% рекомендуется частичная замена участков на новую изоляцию. Для этого снимаются проблемные куски покрытия, а на их место укладывается новое. Также можно попробовать залить щели смолой.
Если повреждения гидроизоляции больше 30-35 %, то чаще всего следует проводить полную замену изолирующего материала. Данный вид работ следует проводить раз в 10 лет, так как при длительном использовании покрытия оно теряет свои свойства. Такой способ устранения протечек самый затратный по времени и средствам, поэтому если в нем нет необходимости, то можно ограничиться точечным или частичным ремонтом.
Материалы для устранения протечек
Самым распространённым материалом, который выбирается в качестве того, чем залить крышу гаража от протекания является битум. Эта разновидность смолы хорошо подходит для частичного и точечного ремонта, а также заделки стыков при укладке гидроизоляции.
Битум бывает жидкий и твёрдый. Первый вид самый популярный для залива крыши, так как он готов к использованию без дополнительных действий. Твёрдый аналог также используется для заливки, но прежде, чем заливают крышу, такой битум плавят в ёмкостях.
Аналогичным по свойствам материалом является мастика. Она тоже хорошо подходит для заливки щелей и стыков. Но следует внимательно прочитать состав вещества, так как не все его разновидности подходят для изоляции крыши.
Чаще всего для этого используется битумная мастика, в состав которой входит вяжущее вещество, масло, а также гранулы резины и полимеров. Мастика имеет повышенные адгезивные свойства (хорошо прилипает к поверхности), но слабую защиту от ультрафиолета.
Если встал вопрос, чем покрыть плоскую крышу гаража от протекания, то основным материалом для таких работ является рубероид. Его делают из кровельного картона, пропитанного легкоплавким битумом и покрытым с обеих сторон слоем тугоплавкой смолы и посыпкой от слипания (песок, асбест, тальк).
Этот материал подходит для самостоятельной гидроизоляции плоской крыши, но в случае наклонных поверхностей следует использовать его в комбинации с твёрдыми кровельными материалами, например, черепицей или шифером. Рубероид хорошо подходит для точечного ремонта повреждённых участков крыши, так как его можно резать на небольшие гибкие куски, которые используются как заплатки.
Если на крыше используются плитка или шифер, а участок повреждений небольшой, то можно попробовать заделать его с помощью рубероида. Это нарушит внешний эстетический вид здания, но может подойти в качестве временной меры перед заменой повреждённого участка.
Как правильно заделывать крышу
Рассмотрим, что делать если тычет крыша в гараже с плоской или наклонной поверхностью. Для начала требуется провести внешний осмотр на повреждения в местах, которые находятся над лужей или рядом с ними, так как протечка может находиться рядом.
Также следует провести осмотр качества материала, проверить срок его годности (если это возможно) и сопоставить его с последней заменой покрытия. Это нужно для того, чтобы понять: нужно ли менять гидроизоляцию полностью или можно ограничиться точечным ремонтом.
После того, как были найдены проблемные места, следует очистить поверхность от мусора и замести пыль с помощью метлы, веника или строительного пылесоса. После этого нужно начинать ремонт, но порядок действий для каждого из видов отличается.
Для точечного ремонта, перед тем, как залить крышу гаража, требуется зачистить места трещин или дыр с помощью болгарки со шлифовальным кругом или другого инструмента для зачистки, например, наждачной бумаги. Это нужно для снятия слоя присыпки, чтобы битум лучше заполнил щели.
Видео описание
В этом видео показан способ устранения протечки с помощью заливки полимерной мастикой
После очистки края нужно обезжирить с помощью бензина, спирта или ацетона. Дальше следует заливать готовый к использованию битум в щель. Требуется делать это аккуратно и небольшими порциями, чтобы не образовался пузырь, и вся полость оказалась залитой.
После того, как смола остынет, нужно провести процедуру заливки несколько раз, пока поверхность в повреждённом месте не выровняется. На последний слой можно нанести кварцевый песок или очень мелкую каменную крошку для большей прочности материала.
В некоторых случаях лучше сделать заплатку из рубероида, если тычет крыша гаража, чем заделать её жидким битумом. Начало процесса похоже на обычную заливку, так как требуется зашлифовать и обезжирить края для лучшей адгезии между слоями. Также нужно сделать крестообразные надрезы на вздутых местах, удалить из них влагу и дать просохнуть.
После этого требуется сделать замер проблемного участка и вырезать заплатку, которая будет больше в полтора или два раза, чем повреждённое место. Так как рубероид чаще всего выпускается в рулонах, то при отрезе кусочек будет скручиваться, а это может помешать нормальной склейке поверхностей.
Для того, чтобы этого избежать, требуется положить заплатку на ровный участок или зажать её между двумя ровными поверхностями. Следует дать полежать отрезу рубероида в течении 1-3 часов перед использованием.
Для улучшения адгезии заплатки с крышей, проблемный участок после обработки нужно залить битумом для создания плёнки, на которую будет укладываться рубероид. Внутреннюю часть заплатки требуется прогреть с помощью газовой горелки до такой степени, чтобы поверхность стала липкой.
Видео описание
В этом видео показан способ устранения щелей в кровле гаража с помощью заплаток
После этого рубероид нужно сильно прижать к проблемному месту, но делать это осторожно, чтобы не повредить покрытие на крыше и саму заплатку. После высыхания краёв можно улучшить гидроизоляцию заплатки, если покрыть её поверхность и стыки битумной мастикой.
Процесс полной или частичной замены листов рубероида похож на заделку с помощью заплатки, только перед тем, как проводить ремонт требуется не просто зачистить повреждённые участки, а снять несколько верхних слоёв покрытия.
Очищенное и подготовленное место также нужно залить битумом или специальной мастикой, чтобы создать липкую плёнку. После того, как жидкость немного подсохнет, на её поверхность укладывается рубероид. Следует делать небольшое перекрытие в 10-15 см для того, чтобы вода не протекала в месте стыка. Последующие слои укладываются так, чтобы середина верхнего листа перекрывала шов между нижними слоями.
Коротко о главном
Основными причинами протечки являются некачественные материалы и работники без навыков. В обоих случаях следует помнить, что при чрезмерной экономии крыша может начать протекать сразу после укладки, а это приведёт к дополнительным тратам.
Самыми распространёнными материалами для заделки щелей в крыше гаража является битум и рубероид. Они имеют хорошие адгезивные и водооталкивающие свойства.
Следует тщательно обдумать, какой вид работ нужен для устранения протечки, так как при полной замене всего покрытия придётся сильно потратиться. Этого можно избежать точечным ремонтом, если проблемных мест немного: их можно заделать заплатками или просто залить смолой.
Правила проведения капитального ремонта кровли гаража: советы от бывалых мастеров
Для мужчины гараж – практически дом родной. Он же «клуб по интересам» и место, где возможность проявить мастерство сопровождается работой инженерной мысли. Перестановками и уборками в гараже занимается исключительно хозяин. Ремонтирует зачастую сам, ведь наведение всех категорий порядка в любимых владениях нежелательно доверять посторонним людям.
Вдобавок процесс восстановления технического состояния обожаемой собственности приносит подчас истинное удовольствие и повышает самооценку. Домашнему умельцу вполне доступен самостоятельный ремонт кровли крыши гаража, если он вооружен сведениями о способах его выполнения.
Содержание
Кровля строений любого типа, размера и назначения имеет свойство изнашиваться, к великому сожалению владельцев. Регулярно проверяют ее на прочность шквальные порывы ветра, град, проливные дожди, птицы, заброшенные камни и внезапно упавшие деревья. Аналогичные факторы с равнозначным постоянством атакуют крыши гаражей, не вызывающих порой у владельцев столько же опасений, сколько подтекший потолок в квартире. Из-за абсолютно неоправданного легкомыслия не по-детски страдает любимый «железный конь» или «ласточка», потихоньку ржавеющая от переизбытка влаги.
Протечки – явный показатель нарушения целостности крыши или огрехов в сооружении кровельного пирога. Однако дожидаться появления подтеков на стенах и потолке не стоит. Чтобы не сталкиваться с серьезными фактами, требующими дорогостоящего ремонта, надо проводить профилактические осмотры верхнего перекрытия гаража снаружи с регулярностью 4 раза в год и следить за состоянием потолка ежедневно.
Крыши гаражей, как и укрываемые ими постройки, — термин, объединяющий широкий диапазон конструктивных разновидностей. Возводят их и над типовыми отдельно стоящими коробками, и над выстроенными в ряд гаражными боксами, и над бытовыми сооружениями обширных частных владений. Бывают они одно- и двускатными, шатровыми, мансардными и т.д. Обустраиваться могут любым из существующих типов кровельных материалов, выбор которых зависит от статуса и финансовых возможностей хозяев.
Что можно отремонтировать собственноручно?
Независимо от стоимости использованного в обустройстве материала, ремонт кровли гаража – неизбежный итог ее службы. Безусловно, чем устойчивей покрытие к разрушающим факторам, что практически всегда напрямую связано с ценой, тем реже необходимо будет восстанавливать ее техническую безупречность. Правда, износостойкость редко совпадает с возможностью собственноручно уложить и отремонтировать. Потому в рядах самостоятельных хозяев домиков для авто преобладают приверженцы мягких покрытий, а в сооружение и ремонте чаще всего используются:
- Битумно-полимерные потомки рубероида для ремонта односкатных гаражных крыш, устроенных из железобетонных панелей.
- Эластичная вулканизированная мембрана с маркировкой ЭПДМ, носящая народное наименование «резиновая кровля». Применяется она в ремонте аналогичных низко-скатных крыш.
- Гибкая черепица, представляющая собой фигурно нарезанные куски битумно-полимерного материала, используемые в обустройстве и ремонте двускатных, вальмовых и мансардных крыш со скатами крутизной от 11º.
На просторах отечества пока редко увлекаются битумной черепицей, хотя это вполне перспективный и легко ремонтируемый тип покрытия. В основном он используется тогда, когда этого требует эстетическая культура оформления усадьбы, выполненная в едином стилистическом духе.
Упомянем, что в сфере обустройства крыш гаражей применяется шифер, керамика, профлист и металлочерепица. Востребованы они значительно реже, и ремонта требуют чаще всего профессионального. Потому внимание уделим наиболее распространенным мягким вариантам и способам их реставрации.
Текущий и капитальный ремонт — в чем разница?
К стандартным для мягкой кровли повреждениям относятся проколы, прорывы, вздутия, сползание покрытия, разгерметизация швов и зон примыкания к смежным стенам либо к парапету. Не все из перечисленных причин сопровождаются протечками, но, тем не менее, нуждаются в устранении. По степени приложения усилий и затратам ремонт подразделяется на две разновидности:
- Текущее исправление дефектов покрытия. Состоит текущий ремонт в исправлении небольших единичных повреждений и незначительных огрехов строительства, если общая площадь ремонтируемой поверхности составляет примерно 10% от площади кровли.
- Капремонт кровли. Заключается в полной замене испорченного покрытия, производится при обнаружении 60% поврежденной площади кровли.
Между обозначенными процентами имеется ощутимый интервал, предоставляющий возможность владельцу по факту отдать предпочтение той или иной ремонтной разновидности. Он сам сможет решить, что выгоднее, бесконечно латать прорехи, или настелить новенькое покрытие.
Текущие ремонтные операции предполагают точечное исправление повреждений. А вот в ходе капитального ремонта крыши гаража зачастую полностью меняют гидроизоляционный ковер, вновь заделываются примыкания и стыки, герметизируются водосборные воронки, если они имелись. Может также производиться изменение уклона скатов, установка дополнительных элементов вентиляции или утепление крыши. Однако перед глобальными изменениями конструкции следует посоветоваться с проектировщиками.
Особо трепетно стоит отнестись к установке теплоизоляции. Она, конечно, позволит сократить оплату за отопление, если домик для машины обогревается автономно. Если ремонтировать предстоит обычный отсек длиннющего гаражного комплекса с общей теплосетью без приборов учета тепла, в регулировке и экономии поставляемой энергии смысла нет.
Опять же утепление крыши может привести к нарушению температурного режима хранения авто. Ведь согласно четким требованиям СНиП II-93-74 шкала градусника в гараже не должна показывать выше +5ºС. Для того чтобы условия содержания машины отвечали регламентированным нормативам, нужны точные расчеты. Иначе в теплоизоляции появится конденсат, а его капли круглогодично будут «точить» наружные швы и лакокрасочную оболочку кузова.
Сконцентрируем внимание на элементарной замене покрытия, отвечающего приложению усилий домашнего мастера и его уровню мастерства.
Технология полной замены старого покрытия
Капремонтом кровли занимаются в теплое время года. Рекомендовано процессы реставрации приурочить к периоду с минимальным выпадением осадков. Только в случае аварийных ситуаций допустимо проведение работ в холодное и дождливое время с обязательной установкой тента над ремонтируемой площадкой. Объем работ на крышах частных гаражей обычно невелик, но со всеми операциями желательно разделаться за одни сутки. В крайнем случае, в первый ремонтный день должна быть полностью устроена гидроизоляция крыши.
Типовая последовательность работ по полной замене покрытия:
- Демонтаж жестяных фартуков, если имелись, элементов водостока, карнизных и фронтальных металлических планок.
- Съем изношенного покрытия и гидроизоляционного ковра с применением захватки. Ее примитивной заменой может стать лопата со стальным штыком. Чтоб облегчить процесс удаления, рулонное покрытие можно загодя порубить топором.
- Тщательная уборка основания от раскрошившегося материала, удаление старых кровельных гвоздей. Забивать оставшийся от снятого покрытия крепеж нежелательно. Наверняка он уже поражен ржой, а эта зараза не остановится на достигнутом.
- Скрупулезный ремонт основания под укладку мягкой кровли гаража. Заделка стыков между ж/б плитами цементно-песчаным составом. Стыки между досками сплошного настила, панелями ОСП, плоского шифера или влагостойкой фанеры составами обрабатываются силиконовым герметиком и проклеиваются стеклосеткой.
- Укладка гидроизоляционного ковра, для устройства которого применяется армированный полиэтилен или водоотталкивающий битумно-полимерный барьер. Крыши крутизной более 18º, покрытые гибкой черепицей, изолируются по периметру, вдоль ендов и вальм, если ниже – сплошным ковром. Изоляция плоских крыш под рулонные материалы выполняется по периметру. В обоих случаях зоны примыкания к стенам, парапетам, вентиляционным трубам, водосборным воронкам усиливаются дополнительными полосами и кусками гидроизоляции.
- Укладка нового покрытия согласно стандартной технологии.
- Установка металлических элементов крыши, фартуков, планок крепления покрытия на вертикальных поверхностях, аэраторов, воронок, если имелись.
Ремонтные работы могут производиться только при указанном изготовителем материала температурном режиме. Нельзя работать с покрытиями, если термометр показывает значение ниже предела его морозостойкости. При острой необходимости осуществить укладку при минусовых показаниях материал предварительно отлеживается в отапливаемом помещении. Температура его адаптации от 15º до 20ºС, время выдерживания не менее 4-х часов.
Ремонт наплавляемыми материалами
Начнем с подготовки основы. Устранение незначительных выбоин и трещин не потребует ни существенного периода времени, ни особых усилий. Хуже, если поверхность ж/б перекрытия ощутимо раскрошилась, если прогнили доски или плиты сплошного настила. Подобные неприятности нуждаются либо в заливке цементной стяжки, либо в устройстве новой сборной основы.
Будем считать, что трудоемкий процесс полного восстановления основы не наш удел. Тогда выясним, позволяет ли ее влажность приступать к укладке битумно-полимерной гидроизоляции. Указанные в СНиП 3.04.01-87 ограничения позволяют начинать работу, если влажность не превышает 4-5%. Без прибора, буквально «на глаз», определить точные параметры влажности невозможно, но есть народные методы, это:
- Небольшой разлив разогретого почти до кипения битума на поверхность. Если битум начнет пузыриться, влажность выше установленной нормы.
- Укладка на основу куска полиэтилена с размером сторон до метра. Края следует зафиксировать по периметру клейкой лентой.
Если на внутренней поверхности полиэтилена скопится конденсат, основу нужно просушить. Закрывают участок основы до полудня, проверяют через сутки.
К народным методам опробования можно не прибегать, если старая кровля не огорчала вздутиями. Основу тогда можно сразу грунтовать битумным праймером для оптимизации сцепления с настилаемой поверх гидроизоляцией, далее:
- Наклеиваем усиливающий слой шириной 50-60см по периметру крыши.
- Наклеиваем полосы усиления шириной 30-40см на примыкания. Середина усиливающей полосы должна пройти по трехгранной рейке галтели, а на вертикальную и горизонтальную сопряженные поверхности приходились равные по размеру полосы. Смежные кирпичные стены предварительно оштукатуриваем и грунтуем.
- Наклеиваем куски усиливающего полотна размером 70×70см вокруг воронок и вентиляционных труб. Для устройства ковра усиления используем материал без гравийной верхней посыпки.
- Укладку битумно-полимерного покрытия начинаем с самой низкой части. Материал предварительно раскатываем по крыше и даем ему отлежаться для выравнивания вмятин и волн. После скатываем тылом наружу к середине. Раскатывать будем, одновременно расплавляя внутреннюю поверхность материала. Передвигаться нужно по непокрытой части крыша, раскатывая рулон «на себя».
- Первую полосу располагаем поперек ската. Настилаем покрытие полосами, прогревая его тыльную сторону газовой горелкой. Зафиксированный материал с усилием притирается валиком.
- Следующую полосу укладываем с нахлестом по верхнему краю в 8-10см на уже наплавленное полотно. Таким методом формируем швы, слабые места которых направлены вдоль стока воды.
- В торцах полос нахлест должен быть не менее 15см. Недопустимы крестообразные стыки четырех полотен покрытия, потому что толщина соединения будет слишком большой и 4 слоя материала не прогреются с достаточной силой.
По завершении укладки покрытия устанавливаются металлические детали: фартуки, планки крепления к парапетам и вертикальным стенам и др.
О качестве соединения листов покрытия в единое полотно судят по вытеканию вяжущего вдоль боковой кромки. Ширина данного выступления за край 5-15 мм. После укладки следующей полосы вытекание на предыдущем элементе надо аккуратно подравнять шпателем. Некачественные швы с отслоениями полос сложно восстановить, используя горелку. Удобней будет прогреть дефектное место строительным феном с приплюснутой насадкой.
Если у плоского верхнего перекрытия нет парапетов, то перед тем, как заняться ремонтом крыши гаража своими руками, по периметру или там, где возможно, следует прибить карнизный брусок. Нужен он для последующего крепления металлической планки и для оформления края кровли.
Битумными и битумно-полимерными рулонами можно ремонтировать крышу, не снимая старый рубероид или аналогичный материал, если он был добротно отремонтирован в ходе текущего ремонта, и еще при приложении 2х-метровой рейки не были выявлены углубления более 5мм.
Укладка новой ЭПДМ мембраны
Все существующие ныне виды кровельных мембран пригодны для ремонта крыш. Однако для гаража наиболее приемлемой считается мембрана с маркировкой ЭПДМ. Материал абсолютно равнодушен к соседству старой мембраны и битумного покрытия, весьма стойко противостоит атмосферным нападкам. И еще плюс: он широкий, благодаря чему крышу гаража можно накрыть цельным полотном без швов.
Алгоритм ремонта гаражной кровли с укладкой ЭПДМ:
- Демонтируем металлические детали кровли.
- Очищаем кровлю до основы и проводим ремонт мелких дефектов. Перепады рельефа старого покрытия не должны превышать 0,1-0,15 см. Подобные бугорки и вмятины «сгладятся» новой резиновой оболочкой. Но лучше, чтобы и их не было вовсе. При необходимости выровнять поверхность на основание предварительно наклеивается стеклосетка или геотекстиль.
- Отмечаем по периметру полосу маркером или карандашом, отступив от края свеса вместе с карнизной планкой по 10см.
- Загодя расстеленное на лужайке, газоне или аналогичной площадке, хорошо распрямившееся покрытие поднимаем на крышу. Расстилаем в сухую погоду, материал не должен увлажниться.
- Располагаем покрытие на его будущем месте.
- Сворачиваем полотно пополам, накрыв одной из сторон вторую.
- Освободившуюся половину основы валиком наносим монтажный адгезив на неопрен-каучуковой основе, если приклеивать будем к бетону, цементно-песчаной стяжке, кирпичу, металлическому листу, к стяжке из ОСП панелей или водоотталкивающей фанеры. Используем монтажный адгезив на водной основе, если клеим покрытие к деревянному основанию. Контактный адгезив не наносим на очерченную кайму по краю, т.к. он предназначен для крепления к горизонтальным плоскостям.
- Возвращаем на место отогнутую половину покрытия и приглаживаем ее валиком, Действия с валиком производим от середины приклеенного полотна к периферии, чтобы выгнать воздух и плотнее прижать материал.
- То же самое проводим со второй половиной листа.
- Отгибаем не приклеенный край материала и обрабатываем адгезивом для вертикальных плоскостей саму тыльную сторону покрытия и оставшееся свободным основание.
- Приклеиваем и прокатываем материал по периметру.
В завершении устанавливаем на место карнизные планки, элементы водоотводящей системы и фартуки.
Если обойтись без стыковых швов не удалось, полотнища ЭПДМ склеиваем при помощи адгезива с основой из синтетического каучука. Вышеприведенные составы для формирования швов материала использовать нельзя.
Владельцам гаражей с проходами сквозь кровлю коммуникаций и с примыканиями к стенам или парапетам, нужно будет еще сверху покрытия наклеить дополнительные слои усиления. Коврам усиления вокруг водосборных воронок, аэраторов, труб придают округлую форму. Размер рассчитывают так, чтобы край усиления отступал от края отверстия на 20-25см. Вдоль линии примыкания усиливающее дополнение накладывается полосами из самоклеящейся мембраны так, чтобы половина полосы приходилась на вертикальную плоскость и половина на горизонтальную.
Замена битумной черепицы
Изрядно изношенную битумную черепицу тоже лучше полностью заменить. Особенно, если забыли впрок запастись материалом той партии, что была использована в первоначальном обустройстве. Последовательность действий по замене битумной черепицы напоминает процесс ремонта крыши гаража рубероидом или модернизированным битумно-полимерным покрытием. Разница в том, что черепичные гонты укладываются и крепятся поштучно. Их не наплавляют, а приклеивают на мастику и фиксируют ершеными гвоздями или саморезами.
Очень внимательно следует отнестись к демонтажным работам, ведь неиспорченные элементы покрытия могут найти последующее применение. Гвозди нужно аккуратно вытаскивать гвоздодером, чтобы не повредить обрешетку и не обеспечить себя дополнительной работой по устройству новой основы. После удаления старого покрытия, гидроизоляции и крепежа поверхность тщательно очищается. Потом снова стелется усиливающий ковер и укладывается покрытие.